Отсканируйте Qr-код на экране,
чтобы скачать приложение
От древнего Сенета до современных «Колонизаторов»: путешествие по истории настольных игр
15 АПРЕЛЯ
ИСТОРИЯ
СТАТЬИ
Настольные игры сопровождают человечество уже тысячи лет. Они возникли задолго до появления письменности и прошли путь от священных развлечений фараонов до массового увлечения XXI века. Почему люди во все времена любили собраться за игровой доской? Как развитие технологий – от изобретения книгопечатания до индустриализации повлияло на игры? И почему сегодня, в эпоху гаджетов, взрослые снова увлечены настольными играми? Давайте совершим увлекательное путешествие по истории настолок, узнаем о знаковых играх разных эпох и поймем, какую ценность они несут нам сегодня.
Древнейшие игры: Египет, Месопотамия и Дальний Восток
Начнем в далекой древности – с игр, которым больше пяти тысяч лет. Археологи находят свидетельства настольных игр в самых ранних цивилизациях. Одним из древнейших развлечений считаются обычные игральные кости. На раскопках кургана в Турции (датируется около 5000 лет до н.э.) был найден набор из 49 окрашенных камешков – по сути, прототип игральных костей. Также находили плоские бросковые палочки с окрашенной стороной – их подбрасывали, и по количеству палочек, упавших цветной стороной вверх, определялся исход игры. Эти простейшие азартные механики стали основой множества последующих игр.
Древне-египетеская игра Сенет. Игровое поле состоит из 30 квадратов, расположенных в виде 3 рядов по 10 клеток. У каждого игрока было по 5 или 7 фишек (в зависимости от периода и правил). Фишки различались по цвету или форме.
Древний Египет подарил нам, вероятно, первую известную настольную игру с полноценным полем – Сенет. Сенет возник в дописьменный период (около 3500 г. до н.э.) и изначально был светским развлечением, но со временем приобрел ритуальный смысл. Доска Сенета состояла из 30 квадратов (3 ряда по 10), по которым перемещались фигуры – «пешки». Бросались специальные палочки или косточки, выпадавшие определенными сторонами вверх – это определяло ход. Египтяне верили, что успех в Сенете зависит от воли богов: удачливому игроку покровительствовали верховные божества Ра и Тот. Сенет изображался на стенах гробниц; считалось, что игра символизирует путешествие души в загробный мир, упоминания о ней есть даже в «Книге мертвых». Полные правила Сенета до нас не дошли, современные реконструкции предлагают разные варианты этой игры шашечного типа. Тем не менее Сенет по праву считается «прародителем» настольных игр.
Королевская игра Ур. Игровое поле состоит из 20 клеток, обычно в форме двух прямоугольников (3×4 и 3×2), соединённых узкой дорожкой из 2×3 клеток. У каждого игрока по 7 фишек. Фишки отличались цветом (обычно белые и чёрные)
Этот набор из расписной деревянной доски и фишек датируется около 2600 г. до н.э. Правила игры долго оставались загадкой, пока в XX веке не были расшифрованы клинописные тексты с их описанием. Оказалось, что похожие игры до сих пор бытуют в Индии – таким образом, игра Ур оказалась рекордсменом по долголетию, просуществовавшей в народной традиции почти 4500 лет. В игре Ур двое соперников бросали пирамидальные косточки и перемещали по дорожке свои наборы фигур, стремясь первыми провести все фишки через все клетки доски. Эта находка подтверждает слова историков о том, что многие современные игры – лишь переосмысление древнейших механик.
Месопотамия и Индия также внесли свой вклад. В Индии зародилась крестовая игра чаупар (пачиси) – упоминается в эпосе «Махабхарата» и, вероятно, существует с первых веков нашей эры. Игровое поле чаупара имело форму креста, а в качестве фишек использовались раковины каури. Эта игра впоследствии распространилась и в Испании известна как Parchís, в России ее вариант был популярен под названием «Не злись, дружок». Из Индии пришли и шахматы: их предшественница чатуранга появилась около VI века н.э. В нее играли четверо, используя кости для эффекта случайности, но позже более распространенной стала персидская версия на двоих – шатрандж, прямой прародитель современных шахмат. К VIII–IX векам шатрандж уже разошелся по миру: в Китае преобразился в сянци (китайские шахматы), в Японии – в сёги, а в Европе спустя столетия превратился в классические шахматы, знакомые нам сегодня.


Дальний Восток гордится стратегической игрой Го (вейци), возникшей в Китае, по легендам, около 2300 г. до н.э.
Го — древняя стратегическая настольная игра, происходящая из Китая. Игровое поле стандартное поле — 19×19 пересечений линий (не клеток), но для начинающих также доступны поля 13×13 и 9×9. Фишки - называются камни, ставятся на пересещения линий.
Го удивителен тем, что дожил до наших дней практически без изменений. Как и тысячи лет назад, двое игроков поочередно выкладывают черные и белые камни на пересечения линий доски, стараясь окружить максимально большую территорию. Го сочетает простоту правил с бездонной глубиной стратегий – неудивительно, что за многие века игра покорила весь Восток и остается популярной по сей день. Нарды – еще одна древняя восточная игра. Самую старую нардовую доску нашли в Иране, а варианты игры обнаружены даже в гробнице Тутанхамона. Правила нард почти не изменились: бросаем кубики и перемещаем 15 шашек по 24 клеткам доски, стремясь быстрее соперника убрать свои в «дом». Любопытно, что разные народы называли нарды по- своему – тавла, табли, backgammon, шеш-беш – но суть игры оставалась единой.

Стоит упомянуть и манкалу – семейство логических игр с «семенами и лунками», которое появилось то ли 3000, то ли 1000 лет назад в Африке или на Ближнем Востоке. Механика манкалы заключается в распределении камешков («семян») по выемкам на доске. Игра хорошо иллюстрирует принцип «кто больше посеет, тот больше пожнет». До сих пор в деревнях Африки можно увидеть, как играют в манкалу прямо в вырытых в земле лунках.

Античность и Средневековье также обогатили копилку настольных игр. В Древней Греции популярна была игра петтейя – прообраз шашек, где фишки двигались по разметке из линий. Древний Рим увлекался стратегической игрой латрункули (Ludus latrunculorum) – аналог военной тактики на доске, напоминающий упрощенные шахматы легионеров. В Европе средних веков окончательно сформировались шахматы – к XV веку правила приобрели современный вид
(королева стала сильнейшей фигурой, появились понятия шаха и мата) Шахматы считались игрой королей и рыцарей, школой стратегии для аристократов.
Шахматы — классическая стратегическая настольная игра для двух игроков. Игровое поле квадратная доска размером 8×8 клеток, чередующихся по цвету (чёрные и белые). Всего 64 клетки. У каждого игрока 16 фигур
К XIX веку увлечение шахматами привело к проведению первых международных турниров и появлению титула чемпиона мира – игра из придворной забавы превратилась в настоящий спорт.

В Азии параллельно изобрели игральные карты. Первые карты появились в Китае примерно в XII веке, распространились по торговым путям через Индию и Персию и к XIV веку дошли до Европы. Европейцы быстро полюбили карточные игры – несмотря на церковные запреты, карты проникли во все слои общества. Интересно, что уже в XVI–XVII веках производители улучшали дизайн карт: начали печатать рубашки с узором (чтобы шулеры не могли ставить метки) и ввели двуглавые карты – изображения королей, дам и валетов, симметричные сверху и снизу, чтобы карту не нужно было переворачивать вверх ногами. Так постепенно сложилась привычная французская колода из 52 карт четырех мастей, плюс 2 джокера.
(королева стала сильнейшей фигурой, появились понятия шаха и мата) Шахматы считались игрой королей и рыцарей, школой стратегии для аристократов.
Первые массовые игры: печатный станок и индустриализация
В новое время настольные игры вышли за пределы дворцов и храмов и стали развлечением для широкой публики. Этому сильно поспособствовал прогресс в печатном деле и промышленности. Когда в Европе в XV веке появился книгопечатный станок, помимо книг на нем стали печатать и игровые поля. Одной из первых популярных печатных игр была «Гусь» – она же «Королевская игра «Гусь». Возникнув в Италии в XVI веке, игра «Гусь» представляла собой спиральное поле с пронумерованными клетками, по которому игроки передвигали фишки- гусей, бросая кости. Клетки содержали разные задания, ловушки и бонусы – по сути, это был предок современных игр-бродилок. «Гусь» быстро завоевала популярность по всей Европе, став, вероятно, первой настолкой «бестселлером» благодаря тиражированию печатным способом.
Печатное производство. Печать книг, газет и тд XVIII–XIX веков стало развиваться в огромных маштабах и превратилось в одну из важнейших движущих сил индустриализации, распространения знаний и формирования массовой культуры.
Во время индустриализации XVIII–XIX веков настольные игры получили новый импульс к развитию. Массовое фабричное производство позволило делать красочные картонные игровые наборы, доступные среднему классу. Появилось множество картонных игр с полями, напечатанными типографским способом: военные стратегии с солдатиками, гонки по географической карте, образовательные викторины и лотереи.

Конечно, классические игры тоже никуда не делись. Шашки приняли современный вид еще в XVI веке, когда ввели обязательный бой (правило «бить или подставиться») – так родился даже вариант «игры наоборот», когда побеждает отдавший все свои шашки («поддавки»). А в 1723 году англичанин польского происхождения предложил увеличить доску до 100 клеток – так появились стоклеточные шашки, ставшие международным стандартом. Домино пришло в Европу из Азии примерно в XVIII веке и тоже прижилось на столетия. В каждой стране складывался свой набор любимых народных игр: например, в СССР практически в каждом дворе играли в нарды, домино или лото, передавая правила из поколения в поколение.
Домино — настольная логическая игра. Игровые элементы Набор прямоугольных костяшек (плиток), называемых домино. Каждая плитка разделена на две половины, на каждой из которых указано от 0 до 6 точек.
Именно в XIX веке возникли и первые игры, которые мы сегодня назвали бы коммерческими хитами. В 1880 году в Великобритании изобрели логическую игру реверси (позже переизданную в Японии как «Отелло») – увлекательную стратегию с черно-белыми фишками на доске. Реверси быстро завоевала популярность, хотя на какое-то время была забыта до своего второго рождения в 1970-х. В конце XIX века появляются пазлы, словесные игры и прочие салонные развлечения викторианской эпохи.

Таким образом, к рубежу XX века настольные игры уже плотно вошли в жизнь людей разных классов. В каждом доме могли быть колода карт, шахматы, лото или какая-нибудь настольная бродилка. Но впереди индустрию ожидал еще более бурный рост – в XX веке настолки станут глобальным бизнесом.
ХХ век: «Монополия»
и рождение современных классиков
Начало XX века ознаменовалось появлением игр, ставших легендами. В 1934 году, в разгар Великой депрессии, американец Чарльз Дэрроу придумал игру о покупке и продаже недвижимости. Эта игра, первоначально названная «Landlord’s Game» («Игра землевладельца»), была призвана продемонстрировать негативные последствия монополизма на рынке земли. Дэрроу доработал идею (которая, кстати, принадлежала изобретательнице Элизабет Мэги) и представил издателям братьям Паркер. Так появилась «Монополия» – первая настольная экономическая стратегия, ставшая всемирно известной. Поначалу издательство отвергло проект, но автор самостоятельно выпустил игру небольшим тиражом 5000 коробок, и она разошлась на ура. Уже к 1936 году «Монополия» стала самой продаваемой игрой в США.
Монополия — одна из самых известных экономических настольных игр в мире. Игровое поле квадратное поле с 40 клетками, включая 22 улицы (разных цветов и стоимости),4 железные дороги, 2 компании ,Клетки налогообложения, шансов, тюрьмы и тд.
Правила «Монополии» знакомы многим: бросаем кубик, ходим по круговой доске с улицами и предприятиями, совершаем сделки, платим аренду и налоги, разоряем конкурентов. Цель – стать самым богатым и оставить соперников банкротами. Интересно, что изначально игра задумывалась как социальная сатира, предупреждение против монополий, но в массовой культуре превратилась просто в весёлое капиталистическое соревнование. Тем не менее полмиллиарда человек сыграли в «Монополию» за её историю, а турниры по ней проходят до сих пор. В СССР «Монополия» появилась лишь в конце 1980-х под названием «Менеджер», но уже десятилетием позже на волне кооперативного бизнеса вышли свои экономические настолки.

В послевоенные годы продолжается парад настольных бестселлеров. В 1938 году американец Альфред Баттс изобрел знаменитую «Скрэббл» (в СССР известна как «Эрудит»). В этой игре участники составляют слова из случайно полученных букв на поле кроссвордного типа, зарабатывая очки за ценность букв. «Скрэббл» быстро завоевал популярность как отличное развивающее развлечение – он увеличивает словарный запас и тренирует мышление.

К середине XX века появляются военно-стратегические игры на картах. Так, в 1957 году французский режиссер Альбер Ламорис выпустил «Риск» – игру о глобальных завоеваниях. Игроки бросали кубики, передвигали фигурки армий по карте мира и захватывали территории, соревнуясь за мировое господство. «Риск» переиздавался десятки раз, обретая новые сценарии – от оригинальных наполеоновских войн до тематических версий по мотивам «Звездных войн» и других вселенных. Эта игра заложила основу жанра глобальных стратегий на игровом поле.

В 1970-е пришло время совсем новых форматов – появились настольные ролевые игры (RPG). В 1974 году вышла легендарная Dungeons & Dragons («Подземелья и Драконы»), которая перенесла игроков в воображаемые миры фэнтези. Игроки не соревновались друг с другом, а совместно переживали приключения под руководством ведущего (мастера игры).
Dungeons & Dragons (D&D) — культовая настольно-ролевая игра (RPG). Ролевая приключенческая игра для 2 и более игроков. Ведущий описывает мир, а игроки управляют вымышленными персонажами через разговор, воображение и броски кубиков.
Ролевые игры открыли совершенно иной способ досуга – интерактивное рассказывание историй, развивающее фантазию и социальные навыки. D&D породила огромное сообщество поклонников и целый пласт игровой культуры. Одновременно с этим, в 1970-х возникает увлечение военными миниатюрами – по сути, та самая детская игра «в солдатики», возведенная в ранг хобби для взрослых. Еще в 1912 году писатель Герберт Уэллс написал правила «Little Wars» для игры с оловянными солдатиками, но по-настоящему масштабные тактические варгеймы расцвели после Второй мировой: люди собирали и раскрашивали модели танков, солдат, устраивали на столе сражения с измерением расстояний линейкой и бросками кубиков. К концу XX века из этого хобби выросли гиганты как Warhammer – целые вселенные со своими армиями фигурок и турнирами по всему миру.

Наконец, в 1990-е настольный мир пережил ряд революций. В 1993 году вышла Magic: The Gathering – первая коллекционная карточная игра (ККИ). Ее создатель, математик Ричард Гарфилд, объединил два увлечения: коллекционирование карт и соревновательную игру. Игроки стали собирать собственные колоды из сотен уникальных карт, покупая бустеры и выискивая редкие экземпляры. Magic мгновенно взорвала рынок: к середине 90-х ККИ-бум породил десятки аналогов, от покемонов до спортивных карточных игр. Многие из них забылись, но «Магия» живет до сих пор, удерживая фанатов грамотным балансом и поддержкой турнирной сцены.

В 1995 году из Германии пришла игра, с которой связывают начало современного «еврогейма». Речь о знаменитых «Колонизаторах» (The Settlers of Catan) – настольной стратегии Клауса Тойбера.
Колонизаторы (оригинальное название — The Settlers of Catan или просто Catan) — популярная настольная стратегия. Экономико-стратегическая игра для 3–4 игроков. Модульное шестигранное поле, представляющее остров.
«Колонизаторы» предложили свежий подход: относительно простые правила, увлекательное строительство поселений на модульном острове Катан, торговлю ресурсами между игроками и отсутствие прямого конфликта (нельзя «уничтожить» соперника, только опередить по развитию). Игра оказалась дружелюбной для семьи и новичков, но при этом стратегически глубокой. Она разлетелась миллионами копий по всему миру, открыв многим дорогу в мир современных настолок. Washington Post назвала «Колонизаторов» «настольной игрой нашего времени», а немецкая премия Spiel des Jahres присудила им награду «Игра года». С тех пор термин «еврогейм» закрепился за целым классом игр, делающих упор на экономику, планирование и минимальный элемент удачи. После успеха Катана в США и Европе начался настоящий ренессанс настольных игр.
Золотой век настолок: возвращение в 21 веке
Сегодня мы живем в эпоху расцвета настольных игр. Примерно с 2010-х годов настолки переживают бум популярности, сравнимый разве что с появлением видеоигр. Газета The Guardian назвала наше время «золотым веком настольных игр» – и цифры подтверждают это: ежегодно мировой рынок настолок растет двузначными темпами, тысячи новых игр издаются каждый год, проекты собирают миллионы долларов на Kickstarter. Казалось бы, зачем играть в «коробки», когда есть компьютеры и консоли? Но именно в нашу цифровую эпоху люди вновь потянулись к живому общению за столом. Настольные игры дают то, чего не хватает виртуальному миру: тактильные ощущения (держать карты и фишки в руках), непосредственное взаимодействие с друзьями, радость смеха и соперничества лицом к лицу.

Современные игры поражают разнообразием. На полках магазинов можно найти все что угодно: от быстрых веселых игр для вечеринок до сложнейших экономических стратегий. Есть кооперативные игры, где участники объединяются против общей угрозы (вместе спасают мир от пандемии, как в игре Pandemic, или сражаются с древними монстрами, как в «Ужасе Аркхэма»).

Есть атмосферные детективные квесты, позволяющие почувствовать себя Шерлоком. Популярны игры на ассоциации и креативность, например, Dixit – в ней игроки сочиняют загадочные подсказки к прекрасным иллюстрациям, а остальные пытаются угадать нужную картинку. Коммуникативные игры тоже на пике: легендарная «Мафия» родом из 80-х до сих пор собирает компании, где мирные жители рассчитывают раскрыть злодеев, а мафиози плетут интриги. Появилось множество игр, основанных на любимых книгах и фильмах, – от Средиземья Толкиена до вселенной «Игры престолов». В общем, каждый может найти игру по душе, будь он любителем спокойных логических задач или поклонником шумных командных конкурсов.
Многообразие настольных игр в современных специализированных магазинах
Dixit («Диксит») – игра ассоциаций. Колода больших карт с причудливыми рисунками и ваша фантазия – вот всё, что нужно. Рассказчик загадывает слово или фразу, ассоциирующуюся у него с одной из его карт, а остальные пытаются из своих карт подобрать что-то подходящее. Потом карты вскрываются, и все голосуют, какая принадлежала рассказчику. Диксит тренирует воображение и эмпатию, а сколько радости приносит обсуждение самых невероятных ассоциаций!
«Мафия» – командная психологическая игра. Игроки тайно получают роли: мирные жители или мафия. Ночью мафия «убивает» жертву, днем все обсуждают и пытаются вычислить злоумышленников, казня подозреваемых. Игра учит убеждать, блефовать, читать эмоции людей. Не зря «Мафия» стала культовым развлечением на вечеринках, корпоративных тренингах и даже в некоторых психологических курсах.
«Колонизаторы» (Catan) – семейная экономическая стратегия. Об этой игре мы уже говорили – пожалуй, самый известный еврогейм. Прекрасно подходит для начала знакомства с настолками: правила объясняются за 15 минут, а играть интересно и взрослым, и подросткам. Catan доказал всему миру, что настольная игра может быть одновременно простой, глубокой и невероятно увлекательной.
Alias («Элиас») – веселая командная игра на объяснение слов. Элиас популярна в Европе как идеальная игра для вечеринок. Правила просты: вам нужно как можно быстрее объяснить своим товарищам по команде слово, не называя его напрямую. Жестикулировать нельзя, зато синонимы и намеки – пожалуйста. Считайте очки за отгаданные слова – побеждает самая находчивая команда. Элиас не только смешит до слез, но и развивает словарный запас и навыки коммуникации.

Примечательно, что сейчас сформировалась целая инфраструктура хобби: специализированные магазины и антикафе с играми, фестивали (например, московский «Игрокон»), клубы по интересам. Найти единомышленников стало проще простого – достаточно прийти в такое место, и вам всегда объяснят правила и пригласят за стол. В крупных городах настольные встречи проходят каждую неделю, а крупнейшая мировая выставка SPIEL в немецком Эссене собирает десятки тысяч поклонников ежегодно. Настолки вошли в моду: это и уютное семейное времяпрепровождение, и формат корпоративного тимбилдинга, и альтернатива вечерам в смартфоне.
Зачем взрослым играть
в настольные игры?
Наконец, стоит ответить на главный вопрос: почему настольные игры так ценны для нас сегодня, во взрослом возрасте? Причин много – от эмоциональных до социальных.

Во-первых, настолки объединяют людей. Ничто так не сближает, как общие эмоции за игрой – смех, радость победы или дружеское подшучивание над неудачным броском. За игровым столом собираются семьи, которые весь день были заняты каждая своим; встречаются друзья, которые давно не виделись; незнакомцы заводят новые знакомства. Настольная игра – отличный повод отвлечься от суеты и просто пообщаться. Как отмечают психологи, игры помогают снять напряжение в общении, раскрепоститься даже застенчивым людям.

Во-вторых, игры дарят яркие эмоции и ощущение здорового азарта. Нашим далеким предкам адреналин давала охота или битва, а современным офисным работникам – разве что дедлайны. Игровое соревнование позволяет безопасно выплеснуть дух соперничества, ощутить азарт, испытать свою удачу и смекалку. Недаром авторы шутят: «в каждом взрослом живет ребенок, который любит играть». Когда мы бросаем кубик или блефуем с картой на руках, мы чувствуем себя живее, моложе душой. Даже проигрыш в хорошей компании переживается не как поражение, а как повод для реванша – и это воспитывает здоровое отношение к неудачам.

В-третьих, настольные игры развивают полезные навыки. Каждая игра – маленькая модель ситуации, требующей определенных качеств. Стратегические игры тренируют планирование и логическое мышление, экономические – умение просчитывать ресурсы, командные – навыки сотрудничества. Словесные игры обогащают речь, а творческие заставляют мыслить образно. Не случайно многие школы и университеты включают настолки в образовательный процесс. Например, играя в «Ханаби» (кооперативную игру про фейерверки), дети учатся координировать действия в команде и доверять партнерам. А «Эрудит» или Элиас напрямую расширяют словарный запас. Для взрослых же игры становятся тренировкой «soft skills»: умения договариваться, решать конфликты, креативно подходить к задачам. И всё это – в форме развлечения, без скучных лекций и тренеров.

Наконец, настольные игры – это отдых для мозга и души. Они позволяют переключиться от рабочих мыслей, оторваться от экранов и погрузиться в иной мир. Час-другой за «Каркассоном» или «Имаджинариумом» снимает стресс не хуже медитации. Многие говорят, что настолки стали для них отличным хобби, помогли справиться с тревогой или выгоранием, подарили новые впечатления. В этом смысле игры выполняют почти терапевтическую функцию – недаром существуют направления игротерапии в психологии.

В итоге мы видим, что настольные игры – не просто детская забава, а ценный культурный феномен, который живет и развивается вместе с человеком. От фишек и костей древнего Египта до современных дизайнерских коробок – менялись эпохи, менялись темы и механики, но суть игр остается прежней. Нам все так же нужны вызов, общение и удовольствие, которые дает партия в хорошую игру.

Дерзайте! Соберите друзей или родных, выберите игру по вкусу – и вперед, за игровой стол. Возможно, именно сегодня вас ждет новая незабываемая история, разыгранная на пестром картонном поле!

Статья и визуальные материалы были созданы с использованием ИИ, в связи с этим возможны неточности или разночтения некоторых терминов или понятий.
Скачать игры от Cubic Games
мы создаем игры для вечеринок,
в которые хочется играть
Made on
Tilda